Main menu

Хэллоуин: как не получить по тыкве

06 10 2024 S
 
 

Хэллоуин, который отмечают в этом месяце, кому-то кажется древней традицией. Но это не такая уж древняя и не такая уж традиция. А обычай наряжаться в этот день в ведьм, вампиров, мертвецов и зомби и вовсе появился относительно недавно. В этом празднике многое не то, чем кажется.

Хотите правду про Хэллоуин?

 

При чем тыква?

Как там говорил Джеймс Бонд – «смешать, но не взбалтывать»? А вот в случае с Хэллоуином и смешали, и взболтали… два праздника, да еще и третьим приправили.

Сначала был… Самайн: праздник конца лета (начала темного времени года) у кельтов. Отмечали его 31 октября. Самайн был праздником урожая и конца светлого сезона, ничего зловещего.

А еще была… Лемурия: римский праздник в честь духов умерших, он отмечался 9, 11 и 13 мая: считалось, что в эти дни агрессивные духи умерших блуждают в виде призраков-вампиров и от них надо «откупиться», чтобы они не принесли несчастье и смерть.

Со временем (в 609 г.) Католическая церковь, чтобы искоренить язычество, заменила Лемурию другим праздником – Днем всех святых, который стали отмечать 13 мая. В этот день предлагалось почитать память умерших святых. Потом День всех святых перенесли на 1 ноября, а 2 ноября ввели еще один праздник – День всех душ (уже не только святых). И Самайн (тот, что 31 октября) заменили на «канун Дня всех святых» (All Hallows’ Evening, сокращенно – Хэллоуин).

В сознании простых людей, которые в то время не имели Библии и толком не знали учения Христа, зато из поколения в поколение жили по языческим правилам, все эти праздники и верования смешались в причудливую «кашу». И к X-XI вв. канун Дня всех святых стал ассоциироваться с темными силами и смертью. Вот тогда стало принято проводить ритуалы для успокоения мертвых…

Обычай наряжаться в костюмы ведьм и привидений, колдовать и выставлять на дворе кладбищенские «декорации» появился недавно — ближе к XX в.

А откуда же взялась знаменитая резная тыква?

Когда праздники конца урожая начали смешиваться с поверьями Лемурии о злых духах-вредителях, люди начали вырезать пугающие рожицы на пустой репе или тыкве, внутрь которой ставили свечу, – чтобы этих духов-вредителей отпугнуть. Но сейчас все выглядит так, будто их, наоборот, приманили…

 

Окно Овертона

Есть такая штука – «окно Овертона»: так называют вещи, которые общество воспринимает за норму. И это «окно нормы» может смещаться: когда люди видят или слышат о чем-то часто, это «что-то» начинает многим казаться нормой. И люди даже стремятся «переплюнуть» в этом вопросе других, быть «как все, но круче, чем все»… Вот и с Хэллоуином так получилось: люди стали не только рассказывать какие-то страшные истории в канун Дня всех святых – они стали примерять это страшное на себя. И появился уже не просто ведьмин колпак как часть маскарада, а целые декорации во дворах с младенцами, выползающими из могил с кровью изо рта, или перчатки в виде кожи полуразложившегося трупа… То, что раньше ужасало, стало чем-то «крутым» и «модным». Произошло отравление души. В чем его опасность?

1. Отравление глаз: то, что однажды увидел, сложно «развидеть», оно стоит перед глазами, и трудно очистить свое воображение от этих картинок. Есть и побочный эффект: привыкая к виду разложения, мертвости, люди привыкают к «эстетике» смерти, болезни. Зло пытается добиться от людей уважения и принятия – и через внешние атрибуты оно этого добивается: если по одежке встретили и не выгнали – можно попытаться пройти дальше, в ум и сердце, в культуру и общественную жизнь…

2. Отравление идентичности, т. е. того, с чем мы себя ассоциируем: переодеваясь в кого-то, мы как бы примеряем на себя эту роль. И так люди могут принять то, что раньше для них было неприемлемо, допустить мысли и действия, которые они прежде считали опасными или недостойными.

То же касается и игр: игра – это не всегда «просто шутка», не имеющая отношения к жизни. Играя, дети «репетируют взрослую жизнь», делают проигранное чем-то привычным, частью своего сознания. У взрослых принцип тот же: что начинается как игра, может закончиться как привычка, как образ жизни.

Кто-то скажет: «Взрослые же не дети». Но то, что мы видим вокруг, показывает, что многие взрослые люди, словно дети, не анализируют свои поступки и то, куда они ведут.

 

Где шутки кончаются

3. Духовное отравление. На Хэллоуин люди «в честь праздничка» могут поучаствовать и в гаданиях, и в оккультных ритуалах… не понимая, что темные силы реальны и им нужен повод, чтобы войти в жизнь человека. Таким поводом, например, становятся гадания, при которых включается механизм веры, т. е. принятия: через эту веру демонические силы берут власть над будущим человека, могут влиять на него.

Еще один повод – произнесение каких-то «шуточных» посвящений языческим богам и злым духам… Но если вы ради шутки подпишете какой-нибудь контракт, подпись все равно будет подписью, в суде это будет иметь силу. Так и в духовном мире: слова, произнесенные «ради игры на праздник», – как наша духовная подпись, и это отличный повод для демонических сил прийти в жизнь человека и «потребовать свое» по «контракту»…

Силы зла – это, конечно, не те «духи предков», в которые верили древние римляне, а другие духи. Те, которых Иисус Христос изгонял в Евангелии: духи болезни, немощи, смерти, глухоты, немоты, страха, ненависти, духи безумия, различных зависимостей и т. д. И с этим лучше не шутить.

Сегодняшний Хэллоуин с его преклонением перед смертью – это «дань злу», которую не надо платить. Это ядовитый «коктейль», который лучше не пить, чтобы не отравиться. Это заигрывание с дьяволом, который шуток не понимает.

Злых духов от нашей жизни отгонит не тыква и ведьмина шляпа, а вера в Иисуса Христа, который победил смерть. Чтобы верить в Него, не нужно надевать костюм и маску, – наоборот, лучше все маски снять: и с лица, и с души. Открыть Иисусу, Победителю смерти, все, что на сердце, – как есть. И дать не силам зла, а Богу повод и место в нашем уме и сердце. Он поможет. И темный сезон (года… или жизни) уже не будет таким темным.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е Иоанна, 1:5).

Татьяна Гурова.