Бог есть. Это доказано
1. Первое доказательство можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»): почему все, что есть, скорее есть, чем нет? Ведь и создавать что-либо, и поддерживать существование чего-то – всегда сложнее, чем вообще ничего не иметь. К примеру, чтобы ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород одичает и превратится в пустырь.
Другими словами, существование любой вещи или структуры требует постоянных затрат энергии; когда внутренний запас этой энергии истощается или прекращается ее приток извне, вещь или структура разрушается. Поэтому вечное, безначальное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – распасться... если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа «существовала всегда».
Вселенная существует, несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им. Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон, сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает во веки; присутствует везде; Он определяет длительность времени и пространство».
2. Второе доказательство: почему все, что есть, закономерно, упорядочено и несет на себе явный отпечаток разумного плана устройства целого? Закономерность – свойство разума. Значит, такой план не может осуществиться без сверхчеловеческого по своим возможностям Ума – божественного Планировщика. Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно подбирает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом своей точной работы и целесообразности каждой детали указывает на создавший его ум. Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной!
Альберт Эйнштейн, сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом» (от греч. Κόσμος – упорядоченность, строение), то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов. Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.
3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и вся Вселенная в целом имеет причину своего существования. Но продолжать эту цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».
О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер, разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие Причины «следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».
Понятно, что такой беспричинной Причиной является Бог. Бог не человек – Он духовен, то есть находится вне времени и пространства. И потому Он не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.
4. Следующее доказательство бытия Бога известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных явно выраженных «целесообразностей» – соответствие некоторых органов той цели, для которой они предназначены.
Однако только современные открытия в биологии доказали системный характер этих механизмов и их необходимость для существования и выживания всех видов живых существ.
Разновидностью этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов: им еще в эмбриональном состоянии, как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.
И, чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, – исследования ископаемых организмов показали, что многие из этих организмов обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в тех условиях существования этих животных были абсолютно бесполезны, но действительно понадобились данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменились!
Возникает вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное «предзнание» грядущих перемен, и как оно может само заранее вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!
Это однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития... то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.
5. «Трансцендентальное» доказательство существования духовного мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли. Это доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.
Каждый из нас, обратив свое сознание к источнику возникновения собственных мыслей, может без труда заметить: они появляются словно бы извне, мысль оказывается как бы проецируемой откуда-то, освещая материальное бытие как солнечный зайчик – его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху...
Таким образом, человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи: она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа... но одновременно с этим существует вне любой материи, вне пространства и времени.
Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Из чего и следует, что эта иная природа, этот дух, проявлением которого является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, – как сам человек.
6. Следующее доказательство можно назвать «креационистским» – оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы сразу как органическое целое.
К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.
7. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человека.
Исследования указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам. Как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа, и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!
Например: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно: зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!
Что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение. Это объяснение лежит вне – в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.
Таким образом, мы видим: откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения: к Богу.
Кирилл Светлов.
При подготовке статьи использовались материалы Интернет-ресурсов.